Сергей Махно – неординарный и харизматичный человек, успешный дизайнер и архитектор из Украины. На днях открыл галерею авторских вещей “Sergey Makhno Gallery” в Киеве. Нас заинтересовали 2 недавних проекта архитектурной студии Сергея – интерьер ресторана “MED” и “IBSEN”. Первый объединил спокойную японскую эстетику и импульсивный украинский дух. В результате получился очень колоритный интерьер с острым аскетическим привкусом и этно-мотивами. Второй интерьер выдержан в скандинавском стиле, материалы: дерево, бетон, мрамор и окисленная медь.
Мы решили поговорить с Сергеем Махно о национальных особенностях дизайна и этническом стиле в целом.
Можно ли говорить о новом тренде “этники” в интерьерном дизайне, и какие для этого предпосылки?
Сергей: Сегодня этника на слуху. В Украине поднялся вопрос о национальной идентичности, и дизайнеры начали широко использовать национальную символику. Но если мыслить глобально, то этнические мотивы никогда и не уходили с дизайна (с моего – точно!). Они добавляют настроение в любой интерьер. Вещи с такой мощной энергетикой, нельзя не любить. Украинское этно возвращает нас к истокам. Вышивка, керамика, резьба, аутентичные орнаменты – это мост между поколениями. То, что мы получили в наследство и передадим детям.
Какие этнические элементы Вы используете в своих проектах? Как они “работают” в дизайне, какая их особенность?
Сергей: Один из видов предметного дизайна, которым я занимаюсь, – это керамика. Мне повезло застать времена, когда мои бабушка и дедушка использовали аутентичную керамическую посуду. Приезжая летом в Полтавскую область, я пил молоко с «глечиков» и ел картошку с глиняных «мисок». В детстве, конечно, эти предметы меня мало интересовали, приятные ощущения от контакта с природным материалом я получал неосознанно, на уровне эмоций.
С глиняной посуды началась моя любовь к керамике. Магия гончарного круга, выпекание в «горне» – эти процессы очень трансцедентальны, природны. Когда слышишь треск печи, наблюдая за рождением предмета, не покидает ощущение будто все поколения предков переживают этот момент с тобой.
Маленькое увлечение переросло в большую привязанность. Я стал «керамикозависим», если можно так сказать. С каждым годом моя коллекция растет. Как дома, так и в интерьерах нашей мастерской живут глиняные птицы, звери, статуэтки. Эти вещи не только задерживают взгляд, но и хранят историю.
Мы разработали коллекции керамической плитки, настенных панелей, тарелок, пиал, ваз. Любимая работа – cветильник «Бубенцы». Идея пришла ко мне на антикварном слете. На стенде среди монеток и крестиков, добытых археологами, я увидел бубенчики с древних украшений. Меня так вдохновила их форма и аутентичность, что в тот же день я нарисовал эскиз, а на следующий мы с керамистом запустили новый проект.
Огромный источник моего вдохновения – самобытная культура Триполья. Орнаменты отражают сущность жизни людей тех времен, их представления о вселенной. Если приглядеться поближе –можно увидеть много религиозных символов, природных явлений, элементов повседневной жизни. Особое место надлежит культу земли.
Этно, работать над которым мы завершили недавно – это серия ковров. На них динамичные орнаменты в несколько ярусов, гармонично дополненные украинскими словами: «любов», «злагода», «добро».
Проект HONEY. Что вдохновило, в чем идея и как концепцию принял заказчик?
Сергей: Моя цель сегодня – создать украинское “ваби-саби”. Соединить 2 стихии: восточное спокойствие и украинскую эмоциональность. Дух Японии будут передавать спокойные цвета, визуальная чистота пространств. Акцентом станет несовершенство форм. Это «сердце» ваби-саби (в сухом переводе – скромная простота). Олицетворять украинскую эстетику будет этно. Что-то колоритное, самобытное, наше.
Проект «Honey» – первый ребенок мастерской в стиле ваби-саби. Мы очень волновались, придет ли он по вкусу обществу и заказчику. Кстати эта идея тоже имеет полтавские корни! Как-то путешествовал по Украине и заехал к родственникам в село. А там что не поле или луг – то картина. Захотелось сфотографировать и поселить такой пейзаж в интерьере.
Практически все предметы интерьера, которые мы использовали в «Honey» – наша авторская разработка. Для нас было важно сохранить мягкость линий и природную асимметрию. Чтобы все было живое!
Есть ли отличие украинского современного дизайна (на мировом уровне, среди топ-дизайнеров)?
Сергей: Украинский дизайн стает все более интернациональным. Мы следим за мировыми тенденциями, но переносим их на национальный грунт. Культура не должна терять свое лицо. Мы делаем украинский дизайн. И слово «украинский» здесь ключевое!
В нашей стране много талантливых дизайнеров, скульпторов, художников, которых нужно поддерживать. Мы ориентируемся на отечественного производителя. Комплектация интерьеров происходит на 70% с наших объектов: свет, мебель, материалы. Я считаю, это показатель.